Размер шрифта:

Школа неопределенности

Образование впереди перемен: школа неопределенности

Школа неопределенности

Психолог Александр Асмолов о стратегии «учить учиться», рождаемой в условиях вызовов неопределенности, сложности и разнообразия.

Будущее уже наступило. 65% нынешних первоклассников получат профессии, которых на данный момент еще не существует. Современная система образования готовит ребенка к жизни в стабильном мире и не отвечает вызовам, перед которыми оказывается человек XXI века. Чтобы быть успешными и угнаться за переменами, наши дети и мы сами должны постоянно учиться и быть готовыми к новым условиям жизни и технологиям. Этот проект о том, зачем и как нужно учить и учиться, чтобы стать успешным в мире неопределенности, сложности и разнообразия.
Проект подготовлен совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».

— Сейчас все спорят о том, каким должно быть школьное образование. Как вы считаете, школа должна оставаться фабрикой производства знаний или стать чем-то большим?

— Есть мудрая цитата, принадлежащая Томасу Гоббсу: «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались». Пути развития образования всегда затрагивали мотивы и интересы людей, и, каким бы странным это ни казалось, в реальности не человек овладевает образованием, а образование — человеком. Ключевой вопрос прошлого, настоящего и будущего не столько в том, каким должно быть образование, а в том, зачем, ради чего оно вообще нужно. Не так важно, чему учить и какие использовать технологии, — важно понять, в чем смысл обучения.

В образовании существует два конкурирующих подхода. Первый подход традиционный — тот, к которому мы все привыкли. Он рассматривает образование как классический процесс трансляции образцов, знаний, умений и навыков. Так люди могут передавать свой опыт друг другу, чтобы сохранить связь между поколениями. Один из ярких примеров традиционного подхода — классно-урочная система, созданная епископом Яном Амосом Коменским, великим дидактом. По сути это фабрика производства среднего человека. В XXI веке мы сталкиваемся с иными вызовами и задачами, но система Коменского до сих пор существует. Зайдите в любую школу — вы увидите учеников, которые сидят за партами и внемлют учителю. То же самое и в университетах, хотя, казалось бы, это совершенно другое пространство жизни.

Продолжение

Опубликовать в сетях


Комментарии к этой заметке больше не принимаются.